Амбициозные планы главы Сбербанка Германа Грефа заключаются в преобразовании крупнейшего Банка нашей страны в корпорацию международного масштаба. Такая цель требует значительных усилий и крупных финансовых вложений.
Так у Сбербанка появился свой университет, обошедшийся в сумму свыше десяти миллиардов рублей. Эта организация и прежде не экономила на подготовке и обучении своих работников, затрачивая на эту статью расходов самые крупные в стране суммы. Происходит это, по мнению Германа Грефа, по причине того, что современная система образования не отвечает актуализированным требованиям бизнеса.
Содержание
Цель создания
Значительная часть трудоспособных граждан обладает дипломами о высшем профессиональном образовании, однако качество данного образования оставляет желать лучшего. Более половины работодателей не считают степень обученности своих работников достаточной для качественного выполнения должностных обязанностей. Такую оценку дал Г. Греф, под руководством которого трудится свыше трехсот тысяч сотрудников.
Более семи процентов от этой численности составляют менеджеры структурных подразделений Банка и дочерних организаций, каждый из которых должен принять участие в переподготовке, повышении квалификации в корпоративном учебном заведении работодателя.
Целесообразность учреждения собственного университета продиктована тем, что преимущественно отечественные высшие учебные заведения не способны отвечать высоким международным образовательным стандартам, не могут конкурировать с зарубежными школами бизнеса, с точки зрения ректора университета Сбербанка Валерия Катькало.
Официальный сайт: http://www.sberbank-university.ru/ru/
Корпоративный университет
Уже шесть лет В. Катькало является главой университета, работая над достижением сложной задачи общественного признания учебного заведения, как в российской, так и в международной профессиональной сфере.
При разработке тактики и стратегии развития университета, внимательно анализировался накопленный опыт компаний:
- IBM;
- Банк Santander;
- Huawei;
- Infosys;
- Boeing и др.
Последняя из названных корпораций в Соединенных штатах Америки имеет огромный университетский городок, занимающий свыше ста двадцати гектаров на побережье реки Миссисипи, состоящий из нескольких общежитий, оснащенных таким образом, чтобы отвечать всем потребностям активного современного человека. Великолепная репутация заведения, качество образовательных услуг которого признано во всем мире, послужила основой при формировании отечественной модели учебного заведения.
Общекорпоративный университет образовался в 2012 году, спустя пару лет обзавелся лицензией на реализацию курса дополнительного профессионального обучения.
В 2014 году произошло открытие собственного здания на реке Истре в Аносино под Москвой. С тех пор ПАО Сбербанк владеет кампусом для учебы, отелем временного размещения, спортивным комплексом, площадкой для вертолетов, отдельным коммунальным обеспечением.
Обучающие курсы
Комплекс обучающих программ имеет широкий спектр:
- Формирование управленческих способностей к успешной деятельности;
- Школа эффективного лидерства;
- Цикл, посвященный системе взаимодействия сотрудников внутри организации;
- Блок программ IT-направления;
- Обучение риск-менеджменту;
- Подготовка к управлению проектами;
- Финансовый менеджмент и пр.
Значительное количество методик и курсов вырабатывается и обкатывается на практике в учебно-методическом центре при университете. Часть программ формируется при участии лидирующих мировых бизнес-школ, например: INSEAD, школами из Лондона и Стенфорда. Наряду с собственными педагогами к чтению лекций активно привлекаются приглашенные ученые и представители высшего управленческого звена банка-учредителя.
В университете имеются две обязательные к изучению программы:
- «Сбербанк-500» для менеджеров среднего класса, совместно разработанная с INSEAD.
- Курс для высшего менеджмента, созданный при участии школы бизнеса в Лондоне. Для изучения данной программы требуется пройти жесткий отбор и сдать экзамен, после того, как служба персонала выявит потребность в изучении данного курса для конкретного руководителя.
Каждый слушатель университета обязуется проработать в Сбербанке несколько лет по завершении обучения, данная норма закрепляется путем подписания контракта. Увольнение до истечения оговоренного в контракте срока накладывает на работника обязательство вернуть денежную сумму, затраченную на его обучение.
Кроме того, в случае неуспешной сдачи квалификационного экзамена по окончании пройденного курса, слушатель должен возместить стоимость своего обучения. Данная локальная норма имеет сомнительную легитимность с точки зрения российского трудового законодательства, однако продолжает существовать.
Как правило, сотрудники руководящего состава лояльно относятся к практике прохождения корпоративного обучения, понимая, что если работодатель несет расходы, связанные профессиональным развитием своих работников, он вправе ожидать от них соответствующей отдачи. Отказ от прохождения обучения оценивается как проявление отсутствия желания профессионального роста и развития деловых качеств.
Около одной десятой части от общего числа слушателей не удается сдать экзамен и получить соответствующий сертификат. Такие работники лишаются шанса на повышение по службе и даже могут потерять работу в корпорации.
Остальные 90% учащихся по окончании учебы вправе рассчитывать на увеличение размера заработной платы и карьерный рост. В среднем около 70% из числа тех, кто успешно выпустился, изучив обязательную программу соответствующего уровня, повышаются в должности в течение ближайших полутора лет.
Учебный городок
Университетский комплекс рассчитан на проживание и обучение около четырехсот человек, что говорит о высокой пропускной способности заведения и возможности покрыть требуемую потребность в образовании собственных многочисленных кадров.
Наличие своего учебного городка дает возможность осуществлять обучение как для собственных сотрудников, так и для компаний-партнеров, таких как «Росатом» или «Ростелеком».
Подобный опыт широко применим во всем мире, и Россия не стала исключением. Такая стратегия позволяет формировать так называемую экосистему в орбите компании, поскольку развитие бизнеса в последние годы имеет тенденцию к наращиванию конкуренции между крупными корпорациями и их экосистемами, включающими партнерские сети организаций-партнеров, поставщиков, сбыта и пр. Наличие экосистемы приводит к образованию долгосрочной отстройки от конкурентов, укреплению собственных преимуществ.
Эффективность, получаемая при инвестировании в данный проект, выражается в увеличении качества управленческих решений, сложно поддающегося измерению, как и определение индекса вовлеченности персонала Сбербанка в части воздействия реализуемого корпоративного обучения.