Ради чего россияне готовы меньше есть? Шубы, кухни и прочие прелести жизни

Ради чего россияне готовы меньше есть? Шубы, кухни и прочие прелести жизни

Стране снова угрожает финансовый кризис. В условиях неопределенности, когда доходы падают, а налоги растут люди должны занять выжидательную позицию и откладывать имеющиеся излишки средств на «черный день». Однако, россияне выбрали совершенно иную тактику, являясь, видимо, большими оптимистами.

Ремонт в тренде

«Газета. ru» сообщает, что имеет подтверждение того, что в преддверии экономического спада россияне … начали заниматься ремонтом. Согласно опросу, проведенному агентством Magram Market Research, выявлено, что более трети россиян сегодня берут деньги чтобы отремонтировать жилье. Эти данные подтверждаются исследованием прошлого года «Почта банка», по которому было установлено, что наиболее часто деньги в банке занимают на ремонт. Официально, за 2018 год более 27,9% займов было оформлено с целью проведения обустройства и ремонта.

Статистика при таком положении вещей совершенно не вдохновляет. По очень скромным подсчетам, в последние 5 лет доход населения снизился на 11%. Повышение тарифов ЖКХ, увеличение налогов и рост цен на топливо только усугубит ситуацию: инфляция вырастит и превысит показатели прошлых лет. Отмечено, что за минувший год более 63% россиян стали делать покупки в более дешевых магазинах, и с меньшей периодичностью. То есть, люди пытаются экономить на продуктах, но продолжают проводить ремонт. «Без еды, но в новой кухне», — комментирует происходящее А.Миронова для «Газета. ru».

Нет сомнений в том, что новая кухня чрезвычайно важна, однако заметно выгоднее было бы перед кризисом не набирать новых долгов. Но рассуждают так далеко не все, и это подтверждает рост процента выдачи кредитов. Данный показатель за год повысился на 22,8%. Наиболее заметен рост для сегмента потребительских кредитов (займы на небольшие суммы, без обеспечения). После них идут займы на приобретение автомобиля, а затем ипотечные кредиты.

«Иногда я проявляю любопытство, захожу в профили друзей или вовсе не знакомых людей в социальных сетях и смотрю по фотографиям, как живут эти люди. Возьмем, к примеру, Рязанскую область. Здесь, если верить официальным данным, средний уровень заработной платы составляет 32 тысячи рублей. Согласно биржам труда вакансия медсестры или фельдшера оценивается всего в 9 тысяч рублей. Так вот, если Вы посмотрите на эти фото, то поразитесь: практически на каждой фотографии новая машина, кухня, стенка. Снимается все это благополучие также на новенькие смартфоны. На самом деле это все – кредиты», — делится автор статьи.

Люди, у которых за последнее время гостила Миронова, активно ремонтировали кухни. Причем это был капитальный ремонт, а не косметический. В своей статье автор ставит вопрос: на какие средства кухонные салоны содержат личных проектировщиков и целые штаты консультантов? А ведь таких салонов и в промышленных районах предостаточно. Сегодня кухонный гарнитур для москвичей стоит практически миллион. Но заказы в салонах делают граждане, имеющие достаточно низкий доход. Провинция пытается преуспеть за столичной модой: здесь активно распродается кухонная мебель в кредит.

Красота или нормальное питание?

Замечено, что готовят на только что отремонтированных кухнях сущую ерунду. Миронова повествует о том, что заплативший за свою мебель, свыше 900 тысяч рублей россиянин готовил на ней салат, используя морковь и майонез. А ведь это так называемый салат для студентов «Доширака», придуманный в голодных 2000-х, добавляет автор статьи.

Весьма вероятно, что причиной таких изысканных блюд становятся кредиты на автомобиль, смартфон и новую кухню.

«Я не могу понять, как люди, имея очень маленький доход, позволяют себе влезать в такие долги. А они, в свою очередь, не понимают, как я умудряюсь жить без долгов. Когда я говорю о том, что не покупаю новый автомобиль в кредит, а приобретаю тот, что мне по карману, а вместо новой кухни я собираюсь отреставрировать старый, винтажный гарнитур, пылящийся на чердаке, в этот момент на меня смотрят как на глупую», — говорит Миронова.

Ремонтный кредит – это кабала?

С деньгами на ремонт жилья все обстоит не слишком просто. Сейчас их выдают под залог стоимости недвижимости, сюда подпадает и недвижимость, где проводится ремонт. Ставка на такой кредит ниже, чем на необеспеченный, поэтому россияне берут его более охотно. Однако для получения денег нужно предоставить подробный план работ и смету, а после окончания ремонта предоставить банку отчет. Проще всего сделать это, наняв для проведения работ строительную фирму. Так, пытаясь сэкономить на процентах, заемщик переплачивает за наемный труд.

Сумма такого кредита обычно не отличается от обычного. Основным плюсом является отсутствие необходимости выполнять ремонтные работы самостоятельно. Фактически, жители обычных квартир-хрущевок нанимают строителей, выплачивая им сумму в 1,5 млн. рублей. Банки для таких займов предоставляют обычно до 3-х миллионов рублей, и потребителей устраивают такие условия. При этом основой служит понятие населения о том, что если жилье единственное, его отобрать не могут. Однако, для залоговой недвижимости это правило не работает. Заемщики обычно узнают этот факт уже после оформления кредита.

Автор статьи сообщает, что после введения запроса про выселение жителей из заложенного под потребительский кредит жилья, в первых строках выдачи появляется реклама залоговых кредитов в определенном городе.

«Провайдер полагает, что я проживаю в Тихвине. Поэтому «Яндекс» выдает мне множество ссылок на залоговые займы в Тихвине. Мне страшно предположить, как люди в Тихвине живут под гнетом такого рекламного давления. По поводу Тихвина ничего конкретного сказать не могу, но знаю примеры, когда люди лишались жилья из-за долга по кредиту, оформленным на его ремонт», — говорит Анастасия.

Залоговый кредит на покупку автомобиля

Примерно это же ожидает должников по кредитам на покупку автомобиля. Сегодня предложения о покупке авто под залог недвижимости плодятся как грибы после дождя. Вместе с популярностью растет и порог суммы, которую можно взять на покупку автомобиля в банке. Сегодня она уже превысила отметку в 700 тысяч рублей, что сопоставимо со стоимостью жилья в регионах. Сегодня во дворах Москвы и Санкт-Петербурга практически нет машины стоимостью дешевле миллиона рублей.

Часто квартиры владельцев таких машин похожи на временное пристанище больше, чем на уютный дом. Обеденный стол здесь выполняет роль пеленального, путь до ванной комнаты преграждает детская коляска. Однако перед подъездом на парковке красуется новый «Хендай».

Шуба как способ демонстрации статуса

При более детальном рассмотрении ссылок, выданных по запросу о кредите, Миронова обнаружила еще более экзотические. Так, например, оказалось, что в Тихвине можно приобрести шубу, оформив займ. На одном из сайтов было наставление: «Новая шуба приобретается не столько в практических целях, сколько для хорошего настроения». Тихвинцы могут улучшить состояние духа…

Согласно информации о закредитованности регионов, на каждого жителя Ленинградской области приходится займ в 235 тысяч рублей. Эта сумма составляет более половины величины дохода за год обычного гражданина. «Заемщикам из Тихвина не достает долгов за шубы», — иронизирует автор.

Однако в России есть регионы, в которых готовы разорится из-за новой шубы. Это регионы Западной Сибири, в особенности Тюмень.

«Программ по предоставлению займов на покупку шубы в городе очень много. Точно также, как и специализированных ломбардов. Изделие из меха, невзирая на глобальное потепление и то, что люди сейчас проводят мало времени на улице, является атрибутом социальной значимости. Шуба делает своего обладателя значительнее и богаче в глазах друзей и коллег. Шуба жены – это на практике важный стратегический объект, по которому оценивают положение мужа в обществе, уровень доходов семьи», — поясняет Миронова.

Чаще всего шубу приобретают на кредитные средства, поэтому основной перспективой многих меховых изделий становится прямая дорога в ломбард. Такая же участь ожидает и обувь из оленьих шкур. Это тоже достаточно популярное средство демонстрации богатства среди сибиряков.

Причины популярности займов

Кредитный бум и перспектива длительной долговой нагрузки заставляют людей испытывать противоречивые чувства. В целом популярность потребительских кредитов свидетельствует о низком уровне жизни населения. Существуют семьи, где детей в школу собирают в кредит, или отправляют их на санаторно-курортное лечение в долг.

«Подобные истории обычно обозначаются как кредит на личные цели. Сегодня таких займов от общего числа примерно от 13 до 15%, а также все кредиты в МФО», — рассуждает Миронова.

Существует проблема сверхпотребления. Практически 20% заемщиков приобретают на одолженные деньги бытовую технику. Конечно, это может быть необходимая стиральная машина, но иногда это кинотеатр, дорогой смартфон. И таких заемщиков не жалко. Ведь обустроить быт и стремление к красивой жизни в долг — это далеко не одно и то же.

«Люди откладывают путешествия, стараются не покупать дорогих лекарств, но продажи техники и кухонной мебели растут. И это удивительно!», — пишет автор.

Богатство на показ

Неуместная на фоне разорения роскошь породила целое течение массовой культуры. Селфи, сделанное на дорогой смартфон на фоне старых обоев; губы с силиконом, сложенные в форме уточки, на фоне супа из консервов; припаркованная иномарка на фоне старинного дома и барака – это детали шок-документалистики. Именно она документирует страшную правду о разорении населения. Это драма с печальным итогом, разворачивающаяся на фоне новенькой кухни, купленной в кредит.

Источник: https://www.gazeta.ru/comments/column/mironova/12150415.shtml

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − три =