Гражданин, ещё не сделавший выбор в пользу определённого пенсионного фонда, автоматически производит отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР). Однако в жизни нередко возникают ситуации, когда другой накопительный пенсионный фонд (НПФ) предлагает более выгодные условия, что естественно, делает вопрос о переходе достаточно актуальным. И наоборот. Если условия в НПФ не устраивают, то вы можете перейти в ПФР обратно или другой НПФ.
Содержание
Что нужно знать о переходе из одного пенсионного фонда в другой?
Не секрет, что на пенсионные накопления, перечисляемые в фонд, регулярно начисляется инвестиционный доход, благодаря которому сумма сбережений постепенно увеличивается. Тем, кто желает перейти из одного пенсионного фонда в другой необходимо знать, что без потери прибыли сделать это можно только раз в 5 лет.
Разумеется, можно написать заявление о досрочном переводе средств (раз в год), однако в этом случае выплата инвестиционного дохода не производится. Необходимо принять во внимание и тот факт, что заявка должна быть подана до 1 марта. В противном случае накопления будет переведены лишь в будущем году.
Как перевести средства?
Для перевода средств из одного фонда в другой нужно соблюдать определённый алгоритм действий, включающий 4 этапа:
- Выбрать фонд, куда будут переведены активы и заключить с ним договор об обязательном пенсионном страховании;
- Заполнить заявление установленного образца, указав всю необходимую информацию (нельзя допускать ошибки, неточности и ложные данные);
- Подать заявку в пенсионный фонд;
- Подождать результата рассмотрения документов.
Подача заявления может производиться несколькими способами:
- Личный визит в НПФ или многофункциональный центр (МФЦ);
- Отправка бумаг через почтовое отделение;
- Подача заявки через портал Государственных услуг.
Если заявка подаётся лично, то к ней нужно приложить паспорт гражданина РФ и СНИЛС. Когда к процедуре привлекается третье лицо, выполняющее роль официального представителя, к перечню документов прибавляется его паспорт и доверенность на представление интересов, подтверждающая полномочия данного человека.
Отправка электронной заявки избавляет от необходимости предоставления дополнительных бумаг, но требует наличия и использования цифровой подписи. Что касается пользования почтовыми услугами, то они подразумевают подтверждение подписи заявителя нотариусом, руководителем организации, где работает (находится) заявитель или консулом. При отправке заявки через почту, необходимо позаботиться о получении документа, подтверждающего дату и факт получения соответствующей услуги.
Что касается выбора НПФ, то здесь рекомендуется обратить внимание на несколько ключевых нюансов:
- Доходность;
- Число застрахованных граждан;
- Величина чистой прибыли;
- Размер резервного фонда;
- Объём собственных активов.
По какой причине в переходе могут отказать?
Существует всего несколько обстоятельств, наступление которых может стать законным основанием для отказа в переводе накоплений. К ним относятся:
- При заполнении заявки допущены ошибки;
- Не соблюдён порядок подачи заявки;
- Гражданин обратился за установлением пенсии в момент рассмотрения заявки о переходе, или соответствующая заявка была подана уже после начисления пенсии;
- Заявитель использовал заведомо ложные сведенья либо был выявлен факт фальсификации документов.
Если в переводе средств было отказано без каких-либо причин и разъяснений, заявитель может обжаловать действия НПФ или ПФР в судебном порядке. При подтверждении указанного нарушения на пенсионный фонд могут быть наложены штрафные санкции в сумме от 300 до 500 тыс. руб.